A
Б
B
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Я
Архив новостей
Предыдущий год2021Следующий год

Годы перед войной

Наш Пермский зоопарк можно отнести к учреждениям многострадальным. После восторженно встреченного его рождения начались годы лихолетья и забытья. И только та любовь, которую вложили в него отцы основатели, тот дух жизнелюбия и трудолюбия позволили зоопарку выжить вопреки всему и дожить до сегодняшних дней.

И так начнем….. Шел 1937год. Уже успели в Екатеринбурге расстрелять Лебедева А.С.,

уже давно уехал из г. Перми Ушков С.Л., уволен был первый директор нашего зоопарка

Тиунов и защищать интересы учреждения стало некому.

 

 

Директор Тиунов

И лишь журналисты газеты «Звезда» оставались преданными друзьями зоопарка. Они то и включились в борьбу за жизнь зоопарка, выпустив на своих страницах разгромную статью в защиту зоопарка:

 

«Загляните в зоосад!

По чьей вине там гибнут птицы и звери?

На площади в 1 га расположено животное и птичье хозяйство-Пермский зоосад. Здесь можно встретить представителей всевозможных стран-от знойных тропиков до нашего сурового Севера.

Если вы заинтересуетесь историей и работой этого хозяйства, захотите узнать родословную бурого медведя или в каких лесах поймали лису «огневку», то вам придется, как это ни странно обратиться в г. Свердловск. Все материалы о зоосаде со дня его организации свезены бывшей дирекцией в архив Свердловского зоосада».

Передача в г. Свердловск Пермского зоосада рассматривалась властями, он должен был стать филиалом. Видимо поэтому все документы были отправлены нашим соседям для ознакомления, так  там и остались. В архиве самого Пермского зоосада нет документов, датированных этими годами. В последний момент под давлением общественности передача Пермского зоосада под  крыло Свердловского зоосада не состоялась, и он остался самостоятельным учреждением  под началом городского отдела образования (автор). Но вернемся к статье в газете «Звезда»:

«Обратимся к весьма показательной статистике. В 1928-1929году посетило зоосад 76 тысяч человек, а в 1933г-только 10 тысяч человек. Посещаемость зоосада падает.

С октября сменилось трое заведующих зоосадом. С 1928года во главе зоосада нет ни одного специалиста.

В июле прошлого года было 130 голов животных и птиц. К настоящему времени только 86 голов. Погибло более 20 голов. Кишечные и ревматические заболевания вырывают ценнейшие породы.

Зоосад за последнее время почти не пополняется новыми экземплярами. Научный сотрудник тов. П. считает счастьем, если ему лично удается поймать галку или кото –либо из любителей –птицеловов принесут какую-нибудь птицу.

Зимняя экспозиция оборудована плохо. Мало скота. Мала площадь павильона. Требуется капитальный ремонт….Отсутствие перегонных клеток не дает возможности проводить систематическую уборку и поддерживать надлежащее санитарное состояние в помещениях.

Летние условия содержания также неблагоприятны, нет водоема для водоплавающих птиц.

Отсутствует специальное наблюдение за выполнением правил посещения зоопарка. В результате участились кражи и случаи вредительства (у медведя выбит глаз, обезьянам посетители дают химические карандаши и ножи)

( В те времена было не принято отгораживать вольеры и клетки с животными и птицами от посетителей отжимными барьерами. И посетители имели возможность вплотную подходить к решёткам и сеткам вольер).

Рацион питания выполняется только на 15 %. Здесь, главным образом, губительно отражается на обитателях зоосада отсутствие зерновых, овощей, недостаток древесного и растительного сена.

Бывшая дирекция зоосада (директор Т) не позаботились своевременно заготовить эти корма. Средства , отпускаемые на кормление, не обеспечивают закупку кормов даже по твердым ценам. Наряд области на 5 тонн сена для зоосада «Заготзерно» не выполнило. Вследствие несвоевременного отпуска денег городом, зоосад остался в марте без мучних кормов.

Со стороны хозяина зоосада-гороно-совершенно не видно никакой заботы об этом живом уголке природы.

Гороно смотрит на зоосад исключительно с коммерческой стороны, как на зверинец.

А перед зоосадом, при наличии в Перми богатых научных сил и школ, стоят большие научно-просветительные и научные задачи.

Зоосад должен стать консультативной базой для наших животноводческих колхозов в вопросах выращивания мясных пород, их акклиматизации, ухода за ними, выведения новых видов и т.д.

Зоосад должен стать практической лабораторией для наших школ и вузов. Сблизить их учебные программы с живым материалом».

Нужно отдать должное журналисту Г. Семеченко за то, что он не только навел критику власть имущим лицам, а сумел освятить достижения работников зоосада, которые они смогли в этих труднейших условиях жизни достичь:

«С осени прошлого года тов. Подтуркиным предпринимаются некоторые попытки к развертыванию работы в этом направлении. При зоосаде работает  группа юных биологов из 4-й и 11-й школ, ведутся наблюдения  за рогосменом (сменой рогов у оленей), лежкой животных (спячкой), изучаются вопросы акклиматизации, беременности. Зоосад связывается с московским бюро кольцевания птиц для изучения миграции и пролетных путей промысловых птиц».

Г. Семеченко сетует: «Однако эта работа тормозится не благоустроенностью зоосада, меланхолией к его нуждам со стороны города. Нет даже сносного помещения для ведения этой работы. Темпы, маленькая канцелярия зоосада в то же время служит и научной лабораторией, и ветпунктом.

В зоосаде должны быть созданы все условия для развёртывания научной и культурно-просветительской работы. Требуется произвести необходимый ремонт, обеспечить сад кормами, систематически пополнять его новыми экземплярами, отвести специальные помещения под лабораторию, привлечь к работе зоосада научные силы города.

И об этом, в первую очередь, должен позаботиться отдел народного образования».

  Это было последнее упоминание в местной прессе о зоосаде, о нем забыли на долгие годы, наверно потому, что было не до зоосада с его проблемами и бедами. В воздухе запахло войной, начались репрессии и административно-территориальный передел страны.

«Указ Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Свердловской области РСФСР на Пермскую и Свердловскую области» вышел 3 октября 1938 года, в разгар репрессий. Уже был расстрелян Иван Кабаков, возглавлявший Свердловскую область с момента её выделения из Уральской области в 1934 году и которого называли королём Урала, Иосиф Побережский, директор Пермского моторостроительного завода, Пётр Премудров, директор Мотовилихинских заводов, Владимир Цифринович, возглавлявший Союзкалий, и т.д. «(С. Федотова.писатель)

 Карта Пермской и Свердловской области после передела

 

Промышленные предприятия  лихорадило после таких событий, и помогать зоосаду стало некому. «Шла узурпация власти двумя главными людьми страны: И. Сталиным и В. Молотовым» (П. Судоплатов мемуары)

«В те годы не мелочились: к своему 50-летию Вячеслав Молотов, председатель совета народных комиссаров СССР и министр иностранных дел, получил в подарок целый город. В его честь была переименована Пермь, а с ней и Пермская область. Произошло это не просто так, а по просьбам трудящихся — письма от трудовых коллективов и частных лиц были опубликованы на первой полосе партийной газеты. Партия пошла навстречу трудящимся, хотя объективных причин переименовывать Пермь в Молотов не было — биография именинника никоим образом не была связана с городом на Каме. Более того, до этого он посещал Пермь лишь дважды и мельком: в 1919 году, на агитпароходе вместе с Надеждой Крупской и в 1932-м, когда осмотрел строящийся авиамоторный завод.

Судя по газетам того времени, Пермь с восторгом отреклась от старого мира.

Есть воспоминания, как выпускники московского вуза в конце 1940-х тянули жребий, куда ехать по распределению, и один из них вытащил записку, на которой было написано: «Пермь — прескверный городишко, зато Молотов — отличный город».

Под этим именем город жил в самое сложное время — в войну и послевоенный период». (С. Федотова.  Писатель)


 

В. Молотов в Перми 1932г.

07 ноября  1940г наконец-то, спустя восемь лет, состоялось торжественное открытие речного вокзала. По архитектурной новизне Пермский речной вокзал занял второе место после Химкинского в г. Москве.

Нужно заметить, что Пермь негласно всегда «соревновалась» с г. Москва, даже в том далеком 1937г в Московском зоопарке происходили события, лихорадящие зоопарк. Если мы заглянем в прессу того времени то увидим это сразу.

04 октября 1937года газета «Известия»

 

20 октября 1937 года газета  «Известия»

 

Война коллектива Московского зоопарк с дирекцией оказалась проиграна, по всей видимости, авторы статьи-письма «Зоологические нравы директора зоопарка» недооценили его поддержку в московском городском комитете партии, и вся сила удара обернулась против них же самих.
А «дело» Островского (директор Московского зоопарка) в соответствующих инстанциях спустили на тормозах. Это противостояние продолжалось до начала 1941г. Но чем вам ни кривое зеркало?

В 1940 году вся страна и Пермский зоосад тоже начинают жить по Сталинскому Указу

 « О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». 

Зная об этом, становятся понятными  записи в книге приказов зоосада, датированные после 1940года.

Продолжение следует…